Новости Фонды Вопрос-ответ Контакты
 

Наш адрес:
Чебоксары,
пр. И. Яковлева, 12 а
тел. (8352) 51-03-93

Часы работы:
Понедельник–пятница с 08:00 до 17:00, суббота и воскресенье - выходной

Подробная информация




Защитим себя от терроризма
Культура. Гранты России
Портал госуслуг Чувашской Республики
Портал культурного наследия КУЛЬТУРА.РФ
Осторожно, грипп!
Книга памяти жертв политических репрессий
Народный контроль
Общественное обсуждение материалов для книги о мемориальных объектах и воинских захоронениях на территории Чувашской Республики
Министерство культуры Чувашской Республики
Проект «Киномобиль едет в школу»
Работа в России


Госкиностудия «Чувашкино» провела фотодокументирование открытия выставки «Границы образа. Поэты и художники круга Айги»
Опубликован: 2 декабря 2019 г.

29-30 ноября в Чувашском государственном художественном музее и Национальной библиотеке Чувашии состоялись мероприятия в рамках проекта «ГРАНИЦЫ ОБРАЗА. ПОЭТЫ И ХУДОЖНИКИ КРУГА АЙГИ», реализованного на грант Российского фонда культуры к 85-летию со дня рождения поэта.
Геннадий Айги объединял вокруг себя самых разных талантливых людей: поэтов, музыкантов, художников, и когда бывал в Чебоксарах, творческая жизнь здесь набирала силу, виделась под новым углом. И для города, для всей Чувашии Айги поистине слал гением места.

В собрании ЧГХМ хранится множество произведений художников, которые были так или иначе ему близки: Владимира Яковлева, Игоря Макаревича, Николая Дронникова, Игоря Вулоха, Анатолия Миттова, Петра Петрова, Игоря Улангина, Георгия Фомирякова. Автор выставочного проекта, Михаил Мартынов, решил обратиться к этому наследию, творчески его переосмыслить, опираясь на современные поэтические практики.
Михаил обратил внимание не только на сами работы, но и на вполне прозаичный, чисто функциональный объект – музейные инвентарные карточки, которые с ними связаны.

Два известных российских поэта – Андрей Черкасов и Николай Звягинцев – получили эти своеобразные описания жизни и судьбы произведений. Название, имя автора, размеры, техника, материал, надписи и подписи, трещины и проколы, осыпания красочного слоя, и конечно научное описание изображенного; безэмоциональное, точное, лаконичное, но при этом достаточно подробное, чтобы представить себе сам написанный образ. Полотна и рисунки они при этом не видели. И каждый на основе этих карточек создал свои собственные поэтические произведения, уникальные, совершенно не похожие друг на друга.

Стихотворения Николая Звягинцева, напечатанные на широких листах прозрачного пластика, экспонируются в двух залах, располагаясь в пространстве с картинами, по карточкам которых они написаны; и благодаря этому создается напряженное взаимодействие между словесным и визуальным образом, изначальным и его отражением, перепрочтением, переводом на новый язык. Это особенно интересно, потому что для работы Николай выбрал картины хорошо известные чебоксарскому зрителю.

Специально для выставки Андрей Черкасов создал в технике блэкаут огромную серию, в которой задействовано более сотни карточек. Она экспонируется в отдельном зале «Связь». То, что поэтическое произведение представлено не в виде книги с фиксированной последовательностью частей, которые открываются одна за другой, а в пространстве, доступное для обозрения и прочтения все одновременно, в любом выбранном зрителем порядке, дает возможность каждому конструировать свой собственный текст и быть полноправным его соавтором.

Андрей рассказывает, что для него Айги является одной из центральных фигур не только в русской поэтической вселенной, но и в его личной, автором, во многом сформировавшим его как читателя:
- В произведениях Айги работают лакуны, паузы. Может быть, они не даны визуально, но чувствуются в синтаксисе. И хотя мой материал далек от Айги, но глубинная генетическая связь - в ритме пауз – есть.

На открытии звучали мнения о выставке с самых разных точек зрения.
По мнению филолога, литературного критика Атнера Хузангая, выставка получилась необычной, нестандартной, непростой для восприятия:
- Я, как человек традиционных взглядов, не очень люблю размывания границ и предпочел бы все-таки все видеть отдельно. Обычно мне не нужны словесные комментарии к картинам, и здесь, может, не до конца понятны все взаимодействия. Но вновь видеть работы, которые мы знали и любили тогда – приятно. И выставка в духе самой поэзии Айги, где много пересечений – живописных, религиозных, музыкальных…

Анна Котомина, старший научный сотрудник Политехнического музея и давний друг ЧГХМ, принимавший участие в рождении этого проекта, отметила:
- В наши дни, когда люди сталкиваются с большим количеством изображений (кино, фотографии в сети), они теряют способность внимательно смотреть и слушать – феномен так называемого «усталого восприятия». И эта выставка – прекрасный способ минимальными средствами заново увидеть привычное. Это просто и жизненно, но за счет этого-то и происходит эффект усиления. Это хороший профессиональный кураторский проект. Институт кураторства – нечто новое, непривычное для нас, но на самом деле по-новому собрать, по-новому понять, как эти вещи войдут в современную жизнь города – это тоже искусство, нечто даже более интересное, чем наша обычная деятельность.

Игорь Улангин, участвовавший в проекте не только как художник, но и как дизайнер, также подчеркнул его высокий уровень и рекомендовал показать выставку в других городах:
- В Москве, Казани, Йошкар-Оле – везде, где знают имя Айги, это будет с радостью принято, но в каждом месте увидено и прочитано по-своему – тем интереснее.

Первоисточник: Чувашский государственный художественный музей

Перейти в список
   
     
Разработка сайта - ООО "Интернет-Сервис"  

Портал Архивы Чувашии Государственный исторический архив ЧР Государстенный архив современной истории ЧР Государственный архив печати ЧР