Вернуться на главную страницу

О городе | Подробнее | Известные люди | Фотоальбом

Железнодорожный вокзал г. Канаш


Дом бывшего купца К.Н. Арефьева. В 1922 г. здесь была размещена глазная больница на 10 коек


Школа № 8 (бывш. школа № 13). Здесь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. размещался эвакогоспиталь № 3070


Улица Пушкина в 1950–е гг.


Медицинское училище


9 мая 1994 г. в локомотивном депо на вечную стоянку поставлен паровоз серии "Э" как памятник паровозным бригадам колонны особого резерва НКПС СССР 1941–1945 гг.


Канашский филиал Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова

Строительство жилого поселка для работников строящегося вагоноремонтного завода. 1934–1935 гг.


Начало строительства Канашского вагоноремонтного завода. 1934 г.


Канашский вагоноремонтный завод


Дворец культуры вагоноремонтного завода


Кинотеатр "Мир"


Водонапорная башня, построенная в 1893 г.


Летний парк городского Дворца культуры

Город Канаш основан в 1891 г. при строительстве Московско-Казанской железной дороги на месте населенного пункта Шихраны. История развития города неразрывно связана с железной дорогой.

В начале декабря 1893 г. завершилось строительство железной дороги Москва – Казань через Рязань, Саранск, Алатырь. С этого времени начинает свою летопись станция Шихраны и поселок при ней – будущий город Канаш.

В районе станции Шихраны было много дубовых лесов. С открытием станции появился удобный выход на рынок лесных и сельскохозяйственных товаров, появляются склады местных и иностранных купцов, строятся паровые и ветряные мельницы. Вокруг стали возводиться дома местных купцов и лесопромышленников Кашинского, Абалымова, Курбатова, Мочалова и других. К 1911 г. в Шихранах действовало более 40 торговых фирм. К 1912 г. в поселке открылось высшее начальное училище, с 1919 г. преобразованное в учительскую семинарию.

В 1919 г. Шихраны стали узловой станцией. В 1920 г. железнодорожная станция Шихраны, превратившаяся к тому времени в центр торговли Цивильского уезда и имевшая мелкопромышленные производства, культурно-просветительские учреждения, а также органы управления, переименована в станцию Канаш. В 1925 г. Канаш получил статус города (постановление ВЦИК от 6 июня 1925 г.). Население Канаша к этому времени составляло 2323 человека.

Образование города связано в первую очередь с благоприятным экономико-географическим положением г. Канаш, которое определяется: местоположением в узле железнодорожных магистралей, соединяющих кратчайшим путем металлургическую базу Урала с центральными промышленными и южными сельскохозяйственными районами страны; расположением в географическом центре Чувашской Республики и развитием города как центра торгового обслуживания, первичной переработки сельскохозяйственной продукции и лесозаготовок; наличием сети автомобильных дорог, идущих во все районы республики.

В 1926 г. завершено строительство второй станции Канаш, на которую были перенесены основные грузовые работы. 7 ноября 1929 г. вступила в строй первая электростанция, которая впоследствии снабжала электроэнергией железнодорожную станцию, часть города, 13 близлежащих деревень.

Новым этапом в развитии города стало сооружение вагоноремонтного завода, которое началось в марте 1934 г. Завод был рассчитан на ремонт 6 тысяч грузовых вагонов в год. 1 сентября 1935 г. завод выпустил первую партию капитально отремонтированных вагонов.

В 1939 г., после вступления в строй железнодорожной ветки Канаш – Чебоксары, Канаш становится большим железнодорожным узлом, работающим на 4 направления. К 1940 г. в городе проживало 14,3 тысяч человек, работали 4 школы, финансовый техникум, медицинское училище, построено новое здание педагогического училища.

В годы войны станция Канаш добилась пропускной способности поездов в 2-3 раза больше, чем в довоенное время. Вагоноремонтный завод строил, восстанавливал и вооружал бронепоезда, отремонтировал 16000 вагонов. В 1946 г. Канашскому вагоноремонтному заводу было передано на вечное хранение переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

В 50-70 гг. промышленность города стала многоотраслевой. В эти годы вступили в строй швейная и мебельная фабрики, авторемонтный завод, заводы резцов, электропогрузчиков, технологической оснастки, полимерных материалов, пластмассовых и лакокрасочных изделий. В эти же годы были построены новый железнодорожный вокзал, Дворец культуры вагоноремонтного завода, больница, детские учреждения, школы, велось благоустройство улиц и площадей.

Город Канаш – индустриальный город, транспортный центр Чувашии, крупный железнодорожный узел республики. Через Канаш проходит железнодорожная линия Муром – Казань – Екатеринбург, Рязань – Рузаевка – Канаш – Казань. Канаш также пересекают важнейшие автотранспортные магистрали. С западной стороны пролегает дорога Цивильск – Сызрань. Город связан асфальтированной автодорогой со всеми южными и центральными районами Чувашской Республики.

В настоящее время в городе действует 19 промышленных предприятий. Промышленность представлена следующими отраслями: машиностроительная, металлообработка, промышленность строительных материалов, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность.

В структуре промышленности города абсолютным лидером является машиностроение, которое представляют ГУП «Вагоноремонтный завод», ОАО «Канашский завод электропогрузчиков», ОАО «Канашский автоагрегатный завод», ОАО «Канашский завод стройтехники» и другие. Химическая промышленность представлена ОАО «Лакокраска», ЗАО «Полимерстройматериалы». В городе имеются хлебозавод и комбинат хлебопродуктов, мебельная фабрика, предприятия строительной промышленности, ТЭЦ.

Ныне в г. Канаш действуют более 300 предприятий и организаций всех форм собственности, работают Дворец культуры, летний парк городского Дворца культуры, кинотеатр «Мир», краеведческий музей, гостиница «Заря».

Город характеризуется широкой развитой сетью общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений. Система дошкольного образования представлена 14 дошкольными учреждениями. Функционируют 10 общеобразовательных школ, 1 вечерняя (сменная) школа, 1 средняя школа-интернат для детей–сирот, 4 профессиональных училища, 4 учреждения дополнительного образования, музыкальная и художественная школы, финансово-экономический и педагогический колледжи, медицинское училище, филиал Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Финансовый колледж Министерства Финансов Российской Федерации готовит специалистов для 8 регионов России.

В сфере здравоохранения действуют: Узловая больница, городская поликлиника, городская больница, детская поликлиника, стоматологическая поликлиника, отделение врачей общей практики, противотуберкулезный диспансер. В городской больнице открыт телемедицинский центр.

В г. Канаш немало памятников истории и культуры. К ним относятся здания, в которых в годы Великой Отечественной войны располагались эвакогоспитали, братское кладбище умерших от ран в госпиталях (1941–1945 гг.), братская могила погибших за укрепление Советской власти кулацко-эссеровского мятежа 1921 г., расположенная на ул. Свободы. Старейшими памятниками являются водонапорная башня «Канаш западный» (1893 г.), Храм Святителя Николая (1901 г.), здание учительской семинарии (1915 г.).

Материалы предоставлены заведующей муниципальным
архивом г. Канаш Вековой Т.В.

Использованы печатные издания и публикации:

Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001

Численность населения Чувашской Республики по данным
Всероссийской переписи населения 2002 года. Стат. сборник / Комстат
Чувашской Республики. – Чебоксары, 2004

Численность населения сельских населенных пунктов Чувашской Республики
по данным Всероссийской переписи населения на 9 октября 2002 года.
Стат. сборник / Комстат Чувашской Республики. – Чебоксары, 2004

Нестеров В.А. Населенные пункты Чувашской АССР. 1917 – 1981 годы:
Справочник об административно–территориальном делении. – Чебоксары, 1981

Использованы материалы сайта
администрации г. Канаш Чувашской Республики.

О городе | Подробнее | Известные люди | Фотоальбом

Вернуться на главную страницу