НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО ЧУВАШЕЙ – искусство возводить здания и сооружения, художественная творческая деятельность чувашского народа, а также создаваемые и бытующие жилые, хозяйственные и культовые постройки. История народного зодчества чувашей тесно связана с развитием производительных сил, материальными условиями жизни, этнической историей, материальной и духовной культурой народа, географической средой. Архитектурно-композиционные особенности сооружений в пространстве застройки отдельной усадьбы (или усадьбы семейно-родственной группы) и поселения в целом формировались во взаимосвязи с окружающим природным ландшафтом.
Первоначальные формы зодчества восходят к кочевому и оседлому образам жизни предков чувашей. Есть сведения о бытовании у волжских болгар юрт, полуземлянок, каркасно-глинобитных и срубных домов. Все эти типы жилища, за исключением юрты, бытовали у чувашей в средние века. Единство и относительная устойчивость хозяйственно-бытового уклада обусловили единообразие и медленную эволюцию планировочных и объёмных характеристик народного зодчества чувашей до XVIII в. В ходе христианизации чувашей разрушались их традиционные культовые сооружения – один из значительных элементов развития зодчества. Во многом изменили планировку поселений и усадьбы правительственные меры по перепланировке поселений в конце XVIII–XIX вв.
Переломным в развитии народного зодчества чувашей явился рубеж XIX–XX вв., когда появились новые конструктивные типы, изменилась технология строительства, распространились стропильные конструкции, дощатые фронтоны и декоративные детали (причелины, наличники окон, балясины, подзоры и др.), усложнилась резьба по дереву, были внедрены новые элементы орнамента, древние мифологические мотивы с приписываемыми им магическими функциями (солярные символы, знаки оберега, мировое древо и пр.) приобрели декоративный характер. Срубная изба однокамерная сменилась многокамерной, основными стали типы жилищ: изба+сени и изба+сени+клеть, строились новые типы домов – круглый (большой четырёхстенок), пятистенок, каменный дом. Проявилось взаимовлияние деревянной и каменной архитектур. В лесостепной зоне возводились также дома из самана, реже природного камня.
У всех этнографических и этнотерриториалных групп чувашей в кон. XIX – нач. XX вв. доминировали общие черты типов жилищ и надворных построек. Сходными были используемые материалы и технология строительства (форма срубов, форма и покрытие крыши и т.д.), планировка помещений, связь дома с двором. Специфические особенности народного зодчества чувашей связаны с географическим положением, влиянием зодчества соседних народов – горных марийцев, русских, татар, мордвы, башкир.
До середины XIX в. главное внимание, как и у других народов Поволжья, уделялось украшению ворот. Основными видами резьбы были плосковыемчатая трёхгранная и глухая с преобладанием мотивов розетки и её сегментов, меньшее применение находили прорезь и городчатая резьба. В начале XX в. новые формы архитектурной отделки успешно развивались в юго-восточных (низовых) районах Чувашии. Верховые чуваши использовали сочетание плоской и пропильной резьбы, их украшения отличались филигранностью. В восточных районах появились дома с украшением кровель скульптурными коньками. Частое применение орнаментальной резьбы на широких карнизах, фронтоне, наличниках, воротных столбах и полотнищах способствовало дальнейшему развитию этого искусства. Редко встречалась в чувашских деревнях скульптурная обработка элементов фронтона крыши. Особенностью декоративного оформления дома стала полихромность раскраски. Прогрессивные изменения в развитии народного зодчества чувашей отразились в фольклоре, в котором воспевались белые избы, наличие резного декора, парадного крыльца, палисадника, окраска дома.
Во 2-й половине XX в. и особенно на рубеже XX–XXI вв. развитие народное зодчество чувашей ускорилось, старые формы сменились новыми культурными комплексами со своеобразным переплетением традиционных черт с новыми архитектурно-строительными конструкциями. В 1980-е гг. наметилась тенденция к постройке жилых и хозяйственных помещений под одной крышей, с 1990-х гг. она переросла в строительство коттеджей. Малые архитектурные формы (ворота, летний домик, парад. крыльцо) получили новые объёмно-планировочные решения, появились мансарда, балкон. Постепенно нивелируются особенности этнографической и природной зон, исчезают черты этнической самобытности жилища. Усиливается индивидуальная изобретательность, вырабатываются более рациональные приёмы работы. Используются различные средства декора: пропильная и долблёная резьба, просечное железо, мозаичная обшивка стен тёсом, фигурная кладка и штукатурка, реже – лепнина и резьба по сырой штукатурке, роспись, раскраска. Мотивы орнамента резьбы – геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные, как и в вышивке, имеют преемственность. S-образный мотив лежит в основе многих композиций, создаваемых чувашскими мастерами. В начале XXI в. архитектурное творчество развернулось в сторону использования нетрадиционных для народного зодчества чувашей строительных материалов и конструкций, систем инженерного оборудования.
Автор: Г.Б. Матвеев.
Чувашская энциклопедия. Том 3. Чебоксары, 2009. Стр. 182-183 |