Истоки и первые уверенные шаги Чувашского ТЮЗа
(1933 – 1958)


   В 20-е годы XX века писатель-сатирик, актер И.И. Илларионов (Иван Мучи) привлекает общественное внимание к созданию чувашского детского театра для художественного воспитания, общего развития детей, особенно сельских, средствами театрального искусства. "Нам нужно подумать о создании театра и для чувашских детей", - писал он в статье "Дети и театр" (газета "Канаш" от 20 января 1928 г.) Огромное практическое, художественное значение в формировании идеи создания театра для детей в Чувашии сыграли гастроли Московского театра юного зрителя в Чебоксарах летом 1930 г., а также проведение Первой олимпиады искусств в 1932 г. Эти события в культурной жизни республики способствовали повышению интереса населения к искусству, в том числе и театральному. После подведения итогов олимпиады, коллегия Наркомпроса Чувашской АССР принимает постановление, в одном из пунктов которого предусмотрено учреждение детского театра. Осенью 1932 г. по приглашению Наркомпроса Чувашской АССР для работы в Чувашском музыкально-театральном техникуме приезжают педагоги из Ленинграда: Эдвин Давидович Фейертаг - по актерскому мастерству, Маргарита Николаевна Фигнер - по истории театра и литературе. В Чебоксарах их заинтересовала идея создания театра для детей. Следуя традициям основателей ТЮЗовского движения А.А. Брянцеву и Л.Ф. Макарьеву, они были достаточно подготовлены к тому, чтобы осуществить трудные задачи организации театра. Была проведена огромная работа по привлечению молодых, талантливых и способных ребят, которые впоследствии стали основой труппы детского театра в Чувашии. Есть все основания считать, что в создании Чувашского ТЮЗа немаловажную роль сыграли МТЮЗ и Ленинградский ТЮЗ им. А. Брянцева.
   3 апреля 1933 г. спектаклем "Молодой пласт" ("Топай") Л. Бочина состоялось открытие ТЮЗа в Чебоксарском рабочем клубе (ныне б-р купца Ефремова, 14). Труппу театра составили учащиеся театрального отделения Чувашского музыкально-театрального техникума. В их числе Е. Никитин, А. Маштанова, Н. Николаев, Г. Иванов, П. Дмитриев, Н. Орешникова, А. Каттай, Л. Пушкай, А. Ильин, М. Ильина, Д. Тарасов, А. Кузьмин, А. Жачева, И. Никифоров-Вашки и др. В первый же театральный сезон было поставлено 8 спектаклей.
   С начала работы театра его художественное руководство активно привлекает к созданию пьес для детей молодых чувашских писателей, стремясь создать национальный театр. Для детского театра начинают писать В. Алагер, Л. Пушкай, М. Юрьев, Л. Агаков, А. Каттай. Постановки шли на чувашском и русском языках.
   В разные годы здесь начинали и получили первые навыки сценического искусства будущие театральные деятели Чувашии: Л. Родионов, Р. Ананьева, А. Долгова, Н. Айзман, И. Бочаров, М. Антонов, А. Мудров.
   С 1934 по 1941 гг. театр возглавляет выпускник режиссерского ф-та ГИТИСа Владимир Сергеевич Петров. В этот период обогащается, расширяется репертуар театра, растет профессиональное мастерство актеров. В таких спектаклях, как "Голубое и розовое" и "Единая боевая" А. Бруштейна, "Сказка" М. Светлова, "Снежная королева" Е. Шварца, "Матрос и школяр" по Г. Андерсену, "Блуждающая школа" Л. Кассиля и С. Ауслендера, "Винтовка 492116", "Наше оружие" А. Крона, "Не все коту масленица" и "Свои люди - сочтемся" А. Островского, "Плутни Скапена" Ж.-Б. Мольера, "Алим" А. Калгана, "Кукша Иван" Е. Никитина в доступной для юного зрителя форме ставились важные жизненные вопросы. Театр получил популярность среди самых широких слоев населения. Его реалистическое искусство было доступно и понятно детям всех возрастов, было интересно и для взрослых. По традиции, установленной еще Э. Фейертагом и М. Фигнер, в театре ставились спектакли кукольного театра, первым из которых стал «Лёшка и Кошка» С. Дилина (1933). Для многих зрителей постановки ТЮЗа стали широко распахнутым окном в большой мир.
   С 1941 г. по 1947г. театр не функционировал. Весь мужской состав вместе с главным режиссером В.С. Петровым был призван на защиту Отечества, многие с войны не вернулись.
   В 1947 г. ТЮЗ возобновил свою работу под руководством главного режиссера, воспитанника ГИТИСа Виктора Павловича Романова. Режиссером-постановщиком стал А.М. Харабуга. Репертуарная политика была направлена на воспитание в молодом поколении зрителей чувства патриотизма, высоких нравственных качеств. Любимыми для зрителя стали спектакли: "Сын полка" В. Катаева, "Цитадель славы" ("Брестская крепость") К. Губарева, "Настоящий человек" Б. Полевого, "Суворовцы" Е. Рысса и Н. Моторина, "Два капитана" В. Каверина, "Всадник, скачущий впереди" Ю. Принцева, "Город на заре" А. Арбузова, "РВС" А. Гайдара и др. Появляются интересные постановки, связанные с жизнью и бытом чувашского народа, такие как "Айдар" и "Скрипка" П. Осипова, "Алим" А. Калгана, "Молодые хозяева земли" И. Максимова-Кошкинского, "Золотая цепочка" Л. Агакова, "Андрейка" М. Ухсай. Спектакли ТЮЗа шли на русском и чувашском языках.