На профессиональной сцене
После окончания института и первого не очень удачного опыта работы на сцене Людмила Котельникова приехала в Курганскую область. О Шадринском драматическом театре актриса вспоминает очень тепло, потому что именно там сразу исполнилась мечта - играть много разноплановых ролей. Таких, как в современной советской пьесе «Такси в течение получаса» Г. Рябкина, например, или в самой известной пьесе Б. Брехта. О немой дочери Мамаши Кураж критики с восторгом писали: «Катрин Котельниковой говорит со зрителем самым чудесным человеческим голосом – голосом души…»1 . Также в репертуаре актрисы были образы: трогательной Насти из классической «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского, бойкой героини в «Темп-1929» Н. Погодина, современницы Люси в драме «Профессия» по модной тогда пьесе И. Дворецкого «Ковалёва из провинции».

В уральском городке Березники для Л.И. Котельниковой самой запоминающейся стала Рита в острой пьесе журналиста-международника и драматурга Г. Боровика «Интервью в Буэнос-Айресе», посвященной революционной и национально-освободительной теме.

В Сызранском драматическом театре у режиссера Егорова актрисе досталась вожделенная острохарактерная роль изворотливой приспособленки Аполлинарии Халымовой в «Сердце не камень» А. Островского.

В Чебоксарах Людмиле сразу достался ввод на роль хорошенькой Мод в комедию «Лгунья» М. Мейо, М. Эннекена. У режиссера В. Иванцова новая актриса сыграла Катю в спектакле «Репетитор» Г. Полонского. Удачный дебют показал, что ей по плечу главные роли, и она способна на достойное партнёрство с именитой заслуженной артисткой Чувашии Тамарой Красотиной и недавним выпускником ГИТИСа Владимиром Красотиным.

Стали появляться новые, и всё более интересные, роли: насмешница Марианна в комедии «Забавный случай» К. Гольдони, уморительная Санька в «Любовь – книга золотая» А. Толстого. Эпизодические, но от этого не менее интересные - в «Если» С. Алёшина, «Отпуск по ранению» В. Кондратьева и «Тринадцатый председатель» А. Абдуллина. Запоминающиеся образы в детских спектаклях: Курица в «Кошкином доме» С. Михалкова, Котофей в «Двух клёнах» и Лиса в «Царе Водокруте» Е. Шварца, Хихикалка – «Анчутке» Б. Металикова, Шарлотта в «Солдате и змее» Т. Габбе, Матрёшка - «Когда куклы не спят» Л. Милевой и другие.

У приглашенного постановщика Б. Голубицкого Котельникова сыграла в напряженной драме «Порог» А. Дударева. Молодой московский режиссер К. Панченко занял актрису в своей дипломной работе «Всё в саду» Э. Олби, и позже – в сатире «Когда б имел златые горы…» и других своих спектаклях.

С особой теплотой вспоминает актриса о работе с заслуженным деятелем искусств Татарской АССР, недолгое время работавшем главным режиссёром в Чебоксарах, С. Ярмолинцем. Людмила Ивановна блистательно сыграла острую на язык служанку в «Тартюфе» Ж.Б. Мольера. Критики пишут: «Безошибочное чувство сцены и интуитивное понимание театрального восприятия»2 . Благодаря Дарине-Котельниковой, «плоть и кровь», как они её называют, «…сценическое действие…набирает стремительный ход, …между сценой и залом восстанавливаются…нити зрительского интереса. Зал смеётся…»3 .

В Русском театре Чувашии Л.И. Котельникова много работает в спектаклях по произведениям зарубежных авторов: это Рут в мистическом «Неугомонном духе» Н. Когуарда; Олимпия Вассар в «Наследниках Рабурдена» Э. Золя; Миссис Пикок в детективе «Ключ к разгадке» Дж. Линна; Пани Анеля в музыкальном спектакле «Дамы и гусары» А. Фредро, Аманда в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса и многие другие. Есть в её арсенале яркие образы в лирических комедиях современных российских авторов: Полина в «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова и Вторая гостья в «Комнате невесты» В. Красногорова.

Людмила Ивановна смеётся, вспоминая, что режиссёры любят давать ей роли, по её словам, «персонажей с чуть сдвинутой психикой». Актриса делает их неподражаемо обаятельными: это Флоренс в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика, где действие пьесы вообще происходит в клинике для душевнобольных; Рута, постоянно говорящая с почившим мужем по телефону в «Прогулке в Лю-Блё» К. Рубиной; чудаковатая старушка Эмиля Холбрук в «Моём прекрасном монстре» М. Ферриса.

Но истинная любовь народной артистки Чувашии Людмилы Котельниковой - это русская классика! В «Без вины виноватые» А. Островского ещё один персонаж из «странненьких» - мещанка Галчиха, талантливое исполнение которого оценено дипломом республиканского театрального конкурса «Чeнтeрлe чаршав» (Узорчатый занавес). Это яркие колоритные характеры русских женщин: Арина Пантелеймоновна в «Женитьбе» и Февронья в «Ревизоре» Н. Гоголя; Наталия Дмитриевна в «Дядюшкином сне» и Алёна Ивановна в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского; Княгиня Вронская в «Анне Карениной» по Л. Толстому; Арина Власьевна Базарова в «Отцы и дети» по И. Тургеневу; Улита в «Лесе» и Софья Игнатьевна Турусина в «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского.

В репертуаре народной артистки Чувашии Людмилы Ивановны Котельниковой более 60 ролей.

Вишневская Н. «Шадринский театр ставит Брехта» [анализ премьеры спектакля Шадринского драматического театра «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта] / Н. Вишневская // печатное СМИ Курганской области – 1975. – 21 января.

Пагильдякова И. «Ну, а "Тартюф"?» [анализ премьеры спектакля Республиканского ордена «Знак Почёта» русского драматического театра «Тартюф» Ж.Б. Мольера] / И. Пагильдякова // печатное СМИ Чувашской АССР – 1991.

Там же.