Посмотреть фотогалерею
 


В.П. Петров - многократный участник и руководитель творческих семинаров по монументально-декоративному и эмальерному искусству как в нашей стране, так и за рубежом. Он работал с группами соотечественников и художников из Германии, Чехословакии, Венгрии. Участвовал в симпозиумах и интернациональных выставках Международного творческого центра искусства эмали в городе Кечкемете (Венгрия), руководил международными симпозиумами искусства горячей эмали в городе Сочи. Как художник Праски Витти стал экспонентом множества выставок, прошедших в Германии, Болгарии, Венгрии, Польше, Испании, США, Японии, Индии, Турции, Казахстане, Татарстане и во многих городах России. Весьма многочисленны и его персональные выставки, организованные как в России, так и за рубежом.

Виталий Петров родился 17 сентября 1936 года в деревне Алгазино Вурнарского района Чувашской АССР в крестьянской семье. Мать – Ананьева Прасковья Ананьевна (1916-1992), отец – Евсеев Пётр Евсеевич (1913-1978), жил отдельно. В 1954 году Виталий окончил среднюю школу в селе Калинино. В этом же году поступил в Чебоксарское художественное училище. Но уже на следующий год был призван в ряды Советской армии, учёбу пришлось продолжить лишь в 1957 году. Его наставники – преподаватели училища В.С. Семёнов, Е. Е. Бургулов, М.Ф. Харитонов, помогли неподготовленному юноше стать художником. В 1961 году, успешно защитив дипломную работу "Художники-монументалисты", В. Петров поступил на факультет монументально-декоративной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. Запомнились преподаватели: Г.А. Савинов, К.Л. Иогансен, П.Д. Бучкин. Завершая учёбу в 1967 году, Петров в качестве дипломной работы исполнил триптих «Человек и космос» (мозаика, смальта), предназначавшийся для фасада Пермского политехнического института. Именно в Перми, ещё в период первого года учёбы, началась его самостоятельная творческая деятельность, когда в 1962 году он принял участие в «Первой выставке Пермской книги». С этого года и весь период дальнейшего пребывания в этом городе В. Петров являлся постоянным экспонентом городских, областных и зональных художественных выставок «Урал социалистический». В 1965 году он удостоен Поощрительного диплома Всероссийского конкурса искусства книги за иллюстрирование сборника стихов А. Решетова «Белый лист», вошедшего в число «50 лучших книг СССР». В 1966 году впервые, независимо от чьих-то влияний, художник, привыкший мыслить визуальными образами, пришёл к идее создания графических стихов. Кроме того, не ограничиваясь усвоенными возможностями современного изобразительного искусства, стал заниматься поиском изобразительного эквивалента таким основополагающим философским категориям, как пространство и время.

В 1967 году, обретя специальность художника монументально-декоративной живописи, Виталий Петров стал работать художником-иллюстратором Пермского книжного издательства и художником-монументалистом Пермских художественно-производственных мастерских ХФ РСФСР. В этом же году за художественное оформление книги В. и Г. Занадворовых «Ветер мужества» удостоен Диплома второй степени Всероссийского конкурса искусства книги. Кроме того, получив заказ главпочтамта в Ижевске, создаёт панно «Связь» в технике сграффитто. В следующем году в Пущино Московской области исполняет керамическую мозаику «Дерево» и панно в технике холодной энкаустики «Метаморфозы». В области монументально-декоративного искусства, работая в городах Пермь, Нытва и Кунгур Пермской области. В. Петров исполнил рельефы из меди и алюминия («Солдат» и «Слава»), из бетона («Рабочий») и пять панно в технике холодной энкаустики, масляной живописи или керамической мозаики: «Стыковка советских космических кораблей», «Приуралье», «Виды искусства», «Развитие транспорта», «Разведчики нефти», «Свидание» (см. В. Толстов «Монументальное искусство СССР»). В пластических решениях настенной живописи В. Петров каждый раз придерживается геометрических и оптических принципов монументально-декоративного искусства, используя в композиционной структуре законы золотого сечения. Составные элементы композиций располагаются по двум измерениям формата основы. Это подчинение плоскости, а не иллюзорной глубине (перспективе) позволяет одновременно скомпоновать в едином формате множество различных сюжетов, связанных друг с другом по смыслу, а также повторить основной мотив в смене различных ситуаций, то есть изобразить героев и связанные с ними события в их временной протяжённости. Чистые, яркие краски собраны в звучные, контрастирующие друг к другу пятна, строго ограниченные силуэтом формы. С помощью цвета, кроме декоративных задач, художник, учитывая его визуальное воздействие, решает проблемы построения условного изобразительного пространства. Одновременно, используя цветовую символику, добивается необходимого смыслового и эмоционального решения. В 1971 году В. Петров принят в члены СХ СССР, а в 1972 году переезжает в молодой город Тольятти Куйбышевской области, где по поручению СХ СССР создаёт и возглавляет местные творческие организации СХ и ХФ РСФСР. В качестве руководителя разрабатывает и утверждает план монументального оформления города. В 1975 году на Всероссийской выставке монументально-декоративного искусства в Свердловске (Екатеринбург) Петров впервые использует псевдоним «Праски Витти». В период пребывания в Тольятти (1972-1986) художнику было присвоено почётное звание заслуженного художника РСФСР (1983). В эти годы, как и прежде, он принимал деятельное участие в художественном оформлении интерьеров общественных зданий как в самом Тольятти, так и в Сызрани, Куйбышеве (Самара), Ижевске, исполняя для этого красочные панно, декоративные блюда или скульптуру. Их тематика соответствовала профилю организации-заказчика: «Дары моря», «Книга, несущая свет», «Автостроители», «Аптечное дело на Руси», «Тольятти – город интернациональный», а витраж–триптих «Человек, идущий по звёздному пути» был исполнен для музея С. Королёва Куйбышевского авиационного института и т. д. В 1981-1982 годах для Дворца спорта в Новочебоксарске Праски Витти осуществил свой художественный замысел из восьми панно на тему «Родная земля». Эта красочная серия была признана лучшей работой года. Разработанная здесь тема малой родины была решена автором с помощью поэтических образов чувашского классика Константина Иванова, поэмой которого «Нарспи», художник был пленён ещё в юности.

В 1982 году художнику представилась возможность постичь технологию горячей эмали. Это произошло во время симпозиума в Венгрии, где затем он будет неоднократно совершенствоваться в этой области. В 1985 году на Международной выставке в Москве и на Зональной выставке «Большая Волга» (Чебоксары) были представлены эмали по мотивам «Нарспи», а в 1986 году на симпозиуме в Сочи – серия эмалей «Культурное наследие чуваш».

С 1987 года художник постоянно проживает в столице Чувашской Республики. Он избран председателем правления Чувашского отделения СХ РСФСР (1987-1989), членом Правления СХ СССР и продолжает напряжённо работать творчески как в области станкового, так и монументального искусства. В этом же году в Чебоксарах для детской библиотеки им. Марфы Трубиной пишет портреты И.Я. Яковлева, К.В. Иванова, Л.Н. Толстого и М. Трубиной (холст, масло). Для интерьера санатория–профилактория «Сюктерка» исполняет в технике холодной энкаустики панно «Чувашская свадьба». В следующем году для Чебоксарского пожарно-технического музея создаёт панно «Пожарные» (роспись по рельефу, масло, воск), а в Ижевске для средней школы – панно «Книга» (живопись маслом). Много занимается графикой, работая в технике гуаши, офорта, рисунка, а во время симпозиумов искусства горячей эмали в Кечкемете или в Сочи осуществляет свои эмальерные композиции.

В эти и все последующие годы творчество Праски Витти преисполнено преданности национальным истокам и главной теме величания народа, которому по рождению принадлежит художник. Это постоянное чувство генетической связи с культурой своего народа, в которую он сам вносит огромный творческий вклад, стало для него характерным. Знаменательны в этом плане портреты чувашских представителей творческой интеллигенции различных поколений – поэтов, композиторов, музыкантов, просветителей, а также исторические сюжеты, связанные с судьбами чувашского и венгерского народов, в их тесном единстве или в соприкосновении с другими народами. Бесконечна его галерея интерпретаций традиционных образов чувашской поэзии и фольклора в их неразрывной связи с национальным узором как выразителем древних знаний о мире, о человеке и его жизнедеятельности.

Зрелое искусство Праски Витти интеллектуально, конструктивно и неожиданно как по формальным приёмам, так и по своеобразию авторского мышления. Оно не имеет прямых аналогов, обладает яркой индивидуальностью и доскональной завершённостью пластических форм. Сама тематика и сложные построения его композиций отражают необычайно широкий круг художественных интересов, богатый аспект творческой фантазии, высокий профессионализм, тягу к истории и культурному наследию своего и других народов. Созданные им образы часто таинственны, необычны, их невозможно выразить вербально, ибо они наделены лишь чисто изобразительным языком. Творчество Праски Витти – конгломерат авторской энергии, эрудиции и досконального знания ремесла, отражающего необычайно широкий круг интеллектуальных запросов. Всё им созданное необычайно зрелищно и композиционно выразительно. Каждый раз его произведения пленяют своеобразием пластической формы и смысловой загадочностью зашифрованных сюжетов. Одновременно они радуют ритмической красотой рисунка, а также звучностью или хроматической сдержанностью цветовой палитры. Примечательной особенностью этих в большинстве своём условно жанровых по характеру произведений является интерес к человеку, к его духовным ценностям и критериям нравственности. Произведения Праски Витти всегда находили зрительский отклик и высокие оценки специалистов. В частности, как экспонент он был удостоен «Первой премии» Международного творческого центра искусства эмали в Кечкемете за лучшую работу 1992 года. В 1993 - награждён Дипломом III Московской международной выставки эмальерного искусства, стал лауреатом Государственной премии Чувашской Республики им. Петра Егорова и лауреатом Международной выставки.


Л.В. Семечкина – Бессонова


От авторов издания: Петров Виталий Петрович (Праски Витти) - заслуженный художник РСФСР (1983). Народный художник Чувашской Республики (1994). Лауреат Государственной премии Чувашской Республики им. Петра Егорова (1993). Профессор кафедры дизайна Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (1996-2015). Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2001). Председатель правления Союза чувашских художников (2005–2007). Почётный гражданин Вурнарского района Чувашской Республики (2011). Орден Дружбы (2012).


 
 
     
^ Наверх