В 1981-1982 годах для Дворца спорта в Новочебоксарске Праски Витти осуществил свой художественный замысел из восьми панно на тему «Родная земля». Эта красочная серия была признана лучшей работой года. Разработанная здесь тема малой родины была решена автором с помощью поэтических образов чувашского классика Константина Иванова, поэмой которого «Нарспи», художник был пленён ещё в юности. На протяжении дальнейшей жизни и творчества, соприкасаясь с достижениями мировой изобразительной культуры, изучая опыт древних мыслителей и учёных, познавая премудрости и перипетии бытия, художник всё более и более постигал глубину «Нарспи». Впитывая, по его словам, ясный и прозрачный язык стиха, он открывал для себя грандиозную картину развития человеческого духа в предполагаемой картине мироздания и дальнейшего разрушения их гармоничного единства. Таким образом, поэма приобрела для него общечеловеческое содержание, включающее в себя понятия добра и зла, счастья и горя, любви и ненависти.

В 1982 году художнику представилась возможность постичь технологию горячей эмали. Это произошло во время симпозиума в Венгрии, где затем он будет неоднократно совершенствоваться в этой области. Все последующие годы из всех видов изобразительного искусства художник чаще всего обращается к искусству эмали, будучи заворожённым и своеобразием самого материала, и его технологическими возможностями, и необычайной стойкостью к разрушающему воздействию времен. Его устраивает даже то обстоятельство, что в эмальерном искусстве при обжиге готовых композиций авторский замысел часто соединяется с теми случайностями, которые могут принести художнику творческое удовлетворение или досаду из-за изменившегося цвета, неожиданно появившихся трещинок (кракле) и прочее. Совершенствуясь в постижении полюбившегося ему материала, Праски Витти в создании своих росписей эмалевыми красками стал привычно ориентироваться на законы монументально-декоративного искусства.

Композиционные мотивы его эмалевых пластин, как правило, плоскостные с чётко прорисованным абрисом – красочно-декоративные или же, выполненные в графической манере линейного рисунка изысканно монохромные. В 1985 году на Международной выставке в Москве и на Зональной выставке «Большая Волга» (Чебоксары) были представлены эмали по мотивам «Нарспи», а в 1986 году на симпозиуме в Сочи – серия эмалей «Культурное наследие чуваш». Впоследствии, будучи экспонентом многочисленных выставок отечественного или зарубежного значения, художник выступал, главным образом, с тематикой его любимой поэмы. Таким образом, поэтическое произведение К. Иванова стало путеводной звездой творчества Праски Витти. Получив в произведениях художника чувственное, зримое воплощение, герои «Нарспи» в старинных национальных костюмах, соединённые с мотивами древнего орнамента и ожившими в конкретных образах метафорами, не только иллюстрируют поэму, а становятся символическими знаками, своего рода иероглифами. С этих пор они присутствуют смысловым рефреном почти во всех его фундаментальных работах. Они вплетаются в его самые разнообразные по тематике монументальные и станковые композиции живописных, графических и эмальерных произведений. Кроме того, чтобы ещё более углубиться, по его выражению, в эпоху «Нарспи», он в геометрических росчерках фона (ось, квадрат, круг, полукружия), в изобразительных символах сторон света и небесных светил следует понятиям о строении мира языческих предков. Воспроизводимые же узоры чувашских вышивок служат ему не просто национальным колоритом или декоративным убранством, но, главным образом, смысловым шифром раскрытия содержания композиционных сюжетов. Известно, что эстетические достоинства узорочья – этого важного элемента традиционного национального костюма – неразрывно связаны, как утверждает наука, с древней символикой информационных знаков рунического письма. Используя узорные знаки солнца, древа жизни, огня, реки, дома и т. д., автор усиливает символико-повествовательный аспект своих статичных, строго выверенных композиций.


Л.В. Семечкина – Бессонова


От авторов издания: «Нарспи» была первой книгой на чувашском языке, которую Виталий Петров прочитал осознанно, от начала и до конца. А первые рисунки по мотивам всеми любимой поэмы появились в 1962 году, когда он учился в художественной Академии в Ленинграде. Уже ранние работы отличались своеобразием. На тему «Нарспи» художник не перестает размышлять и сегодня, он снова и снова перечитывает произведение и все свои задумки переносит на холст, бумагу, металл. Именно Праски Витти познакомил зарубежную публику Венгрии, Франции, Германии, Испании, Турции, Индии, Японии со знакомыми нам всем с детства образами Нарспи и Сетнера, облаченными в национальные одежды с символическими вышивками на них.

В 2008 году исполнилось 100 лет со дня первого издания поэмы «Нарспи». К этому знаменательному событию Чувашский государственный институт гуманитарных наук и УАО «Электроприбор» издали книгу с иллюстрациями Праски Витти, Чувашское книжное издательство выпустило в свет фолиант, в котором были использованы работы Анатолия Миттова и Праски Витти, созданные по мотивам поэмы. В этом же году Праски Витти организовал и провёл конкурс чтецов «Нарспи», победители которого получили в подарок работы художника и новые издания поэмы.

В 2015 году, объявленном в Чувашии Годом Константина Иванова, в честь 125-летия со дня рождения поэта, ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных» напечатала подарочное издание жемчужины чувашской литературы. В апреле-июне в культурно-выставочном центре «Радуга» г. Чебоксары состоялась персональная выставка Праски Витти «По мотивам поэмы К.В. Иванова «Нарспи».


 
 
     
^ Наверх